Художественный труд
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Одна из задач педагогики – это формирование творческой личности. Мои основные задачи заключаются в том, чтобы пробудить в детях творческую активность, стимулировать их воображение, фантазии, разжечь желание творить. Возможность реализовать эти задачи предоставляет образовательная область «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд. Художественный труд способствует введению ребенка в мир искусства, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений детей. Художественный труд – это еще и творческая, социально мотивированная деятельность, которая дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать свои игровые интересы, желания. Дети с удовольствием создают игрушки, воплощая в них свои фантазии, сувениры, подарки для мамы, папы. Художественный труд способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Когда ребенок вырезает, склеивает, складывает и т. д., он задействует обе руки. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить, считать, логически мыслить. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, развитие музыкальных и изобразительных способностей. Художественный труд – это не только продуктивная, но и орудийная деятельность. В ней дети осваивают инструменты (ножницы, степлер). Исследуют свойства различных материалов (фольгу, ткань, тесто, пенопласт, гипс и т. д.). Получают конечный результат, который несет миру пользу и красоту. Художественный труд оказывает на ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребенка, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях. Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвета, размера), графико-моторных навыков и создания условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. Художественный труд последовательно воспитывает у детей эстетическую бытовую культуру, приобщает к народной культуре. Испокон веков люди проводили долгие вечера за рукоделием, взрослые и дети вместе ткали, вышивали, водили хороводы и при этом пели песни. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение песни, былины, мифы. А также приемы, методы – секреты мастерства. Народные мастера, изучая опыт поколений, создавали произведения искусства, привнося свое личное восприятие, ощущение, понимание с позиций современности, вкладывая частичку своего таланта. Народная культура – это питающая основа для творческого саморазвития человека. При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов ребята открывают для себя наиболее характерные черты народного творчества. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности. Я, как участник сотворчества, выполняю основные задачи развития у детей творческих способностей: 1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты. 2. Раскрытие специфики художественного труда – единство пользы и красоты. 3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей. 4. Воспитание качеств человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца. 5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество. 6. Освоение художественных техник, развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости. 7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по картам. 8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ним. 9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы. На своих занятиях с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой, разной фактуры (фольга, цветной картон, жатая бумага, подарочная бумага, салфетки, гофрированный картон), с тканями, природным, бросовым, сыпучим материалами. Использую в своей работе с детьми такие техники работы с бумагой: оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, коллаж, конструирование из бумаги, торцевание. - Работа с бумагой, картоном заключается в изготовлении аппликаций из бумаги разной фактуры, декоративных панно, объемных и плоских предметов, конструкций для оформления группы. - Объемная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путем наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм.

Источник: https://moluch.ru>conf>ped>archive
Категория: Мои статьи | Добавил: kuryanova_1970 (01.10.2018) | Автор: Курьянова Лариса Николаевна E W
Просмотров: 106 | Теги: старший дошкольный возраст, художественный труд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar